Межбюджетные отношения

Выстраивание межбюджетных отношений в Российской Федерации имеет длительную, по меркам продолжительности существования самого современного российского государства, историю.

Нынешний состав форм межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции) является следствием реализации комплекса мер по реформированию межбюджетных отношений в Российской Федерации и существует в подобном виде уже более 10 лет.

На сегодняшний день в рамках распределения межбюджетных трансфертов имеется возможность выравнивать бюджетную обеспеченность, устранять текущие проблемы сбалансированности нижестоящих бюджетов, стимулировать развитие и ускоренное решение приоритетных задач, а также обеспечивать финансами реализацию решений, принятых на вышестоящем уровне бюджетной системы.

Существующий инструментарий в сфере межбюджетных отношений в регионах адаптирован к нуждам конкретных территорий, апробирован и уже ряд лет применяется на практике. Механизмы распределения межбюджетных трансфертов, как правило, уже привычны для органов власти регионов.

Тем не менее, с учетом длительности их применения могут возникать потребности в оценке того, насколько они отвечают возлагаемым на них задачам и не следует ли пересмотреть в глобальном либо локальном смысле существующие в регионе подходы к их применению.

В частности, могут рассматриваться вопросы: 

  • обоснованности существующих объемов передачи нижестоящим бюджетам средств в форме дотаций и субсидий;
  • адекватности применяемой методологии распределения межбюджетных трансфертов современным задачам развития территории;
  • оценки (разовой либо регулярной) реальной стоимости предоставления муниципальных услуг и потребности в развитии, поддержании либо сокращении муниципальной сети;
  • оптимальности распределения между финансовым органом и отраслевыми органами государственной власти полномочий по установлению методологии распределения межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями (централизация либо децентрализация полномочий);
  • целесообразности максимизации поступления в региональный бюджет субсидий разного целевого назначения из федерального бюджета либо концентрации ресурсов лишь на некоторых, приоритетных для региона проектах, субсидируемых с федерального уровня.

Оценка текущего состояния организации в регионе межбюджетных трансфертов уместна, в том числе с учетом тенденций объединения муниципальных образований, а также произошедших за более чем десятилетие изменений социально-экономического положения некоторых муниципальных образований, а также формирования/формализации долгосрочных направлений социально-экономического развития территорий.




вернуться к списку