Государственные и муниципальные финансы

Тематика повышения эффективности бюджетных расходов не утрачивает свою актуальность уже в течение целого ряда лет.

В разные периоды и в различных социально-экономических условиях на первый план выдвигаются разные задачи, затрагивающие разные комбинации стадий бюджетного процесса: сокращение уровня государственного (муниципального) долга и дефицита бюджета, увеличение доходов, концентрация средств бюджета на едином счете и оптимизация механизмов исполнения бюджета, увязка планирования расходов с планированием результатов деятельности, повышение роли и ответственности ГРБС, оценка эффективности управления финансами, финансового менеджмента и т.п.

В кризисные годы внимание смещается в сторону решения глобальных задач обеспечения сбалансированности доходов и расходов, покрытия первоочередных обязательств государства. В периоды финансового благополучия осуществляется «точная настройка» работы системы, совершенствуется взаимодействие органов исполнительной власти и органов местного самоуправления различной отраслевой принадлежности, внедряются прогрессивные методы управления финансами.

В настоящее время с учетом требований законодательства определенных усилий требует формирование бюджетной стратегии. Кроме того, приходит понимание того, что разовые акции по повышению доходных поступлений в бюджет и сокращению расходов без учета долгосрочных последствий таких акций могут негативно сказаться на экономике региона в целом. Это обуславливает потребность выстраивания модели долгосрочного экономического роста, где финансы – не самоцель, а один из важных инструментов развития.

Несмотря на общность подходов, сформулированных в бюджетном законодательстве и подзаконных правовых актах, в каждом публично-правовом образовании вопросы формирования бюджета решены с определенными нюансами: в части организации взаимодействия и согласования позиций, степени формализации и электронизации такого взаимодействия. Разное внимание уделено вопросам обоснования расходов текущего и капитального характера в отраслях, результатам реализации государственных (муниципальных) программ, взаимодействию с общественностью.

В случае возникновения потребностей совершенствования управления финансами публично-правового образования с учетом актуальных российских и зарубежных тенденций эксперты ЦИБО могут предложить широкий спектр услуг от первичного обследования текущей ситуации и формирования соответствующего заключения до выработки детальных предложений по совершенствованию целей, задач и механизмов работы в финансовой сфере, от определения места и роли публичных финансов в развитии территории до подготовки конкретных предложений и документов по управлению финансами во всех аспектах, на различных стадиях бюджетного процесса и в различных отраслях, в части доходов, расходов и государственного (муниципального) долга.



Примеры реализованных проектов в данной области



вернуться к списку